Календарь - 18.10.2019      На главную      Карта сайта      Связь      Помощь      Сделать стартовой      Добавить в избранное Вход в спецчасть
       Внимание! Это некоммерческий проект, поэтому во всех разделах отсутствуют рекламная информация и коммерческие контактные реквизиты.  
Поиск






ЗАЩИТА ПРАВ ПОТЕБИТЕЛЕЙ

I.  Права  потребителей.

    Каждый потребитель имеет право на:

    -  качество

    -  безопасность

    -  информацию

    -  возмещение ущерба

     Законодательство защищает права потребителей и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание своих основных прав поможет правильно вести себя в ситуациях нарушений этих прав, с которыми - увы! - нам приходится сталкиваться слишком часто.

     Право на качество означает, что продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу).

     Право на безопасность характеризуется тем, что Вы имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ "О защите прав потребителей").

     Вы имеете право на информацию, причем необходимую и достоверную, о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации Вы должны получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.

    Право на возмещение ущерба несет в себе ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.

     Срок службы, срок годности и гарантийный срок - являются сроками ответственности продавца (изготовителя, исполнителя). В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) Вы можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени Вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора, ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, то они признаются недействительными (п.1 ст.16 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в результате исполнения такого договора у Вас возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

II.  Установленный порядок защиты прав потребителей.

     Подача документов в суд.
     По общему правилу иск подается в суд по месту нахождения ответчика и исковое заявление должно быть оплачено государственной пошлиной. Однако для исков по защите прав потребителей закон делает исключение (ст.17 Закона РФ "О защите прав потребителей"):

     а) Вы освобождаетесь от уплаты государственной пошлины (п.3 ст.17 Закона РФ "О защите прав потребителей");
     б) Вы можете предъявить иск в один из судов по Вашему выбору (п.7 ст.29 ГПК РФ):

     - по Вашему месту жительства (т.е. по месту жительства истца), 

     - или по месту нахождения ответчика, 

     - либо по месту заключения или месту исполнения договора.

     Вы можете подать исковое заявление судье на личном приеме или послать по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении). Посылая документы в суд по почте, сохраните почтовую квитанцию.

     Обжалование решения суда.
     Если Вы недовольны решением суда и считаете его несправедливым, Ваше право обжаловать это решение в судах высшей инстанции и в кассационном суде. Решения всех судов России, Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в кассационном порядке (полностью или частично).

     Кассационная жалоба может быть подана потребителем, ответчиком (продавцом, изготовителем, исполнителем), а также другими лицами, участвовавшими в деле. Прокурор или его заместитель приносит кассационный протест. Протест может быть принесён по любому делу, в том числе и по делу, в рассмотрении которого прокурор не участвовал.

     Судебный представитель может принести кассационную жалобу на решение суда при условии, что он имеет на это полномочия от своего доверителя. Кассационные жалобы и протесты рассматриваются вышестоящим судом (ст. 283 ГКП). Вышестоящими инстанциями могут быть областной и краевой суды. По вашей кассационной жалобе, которою Вы подали в вышестоящие органы, прокурор имеет право принести протест против решения суда, рассматривавшего ваш спор с ответчиком в районном суде.

    Кассационное обжалование представляет собой наиболее быстрый и доступный способ проверки правильности судебного решения. Право на обжалование ограничено определённым сроком. Кассационная жалоба может быть подана только в течение 10 дней после вынесения решения суда (ст. 284 ГПК). Жалоба, поданная позже, остаётся без рассмотрения и возвращается. Однако в случае пропуска срока по уважительным причинам (болезнь, командировка и т.д.), срок может быть судом восстановлен и жалоба принимается к рассмотрению.

     Жалоба должна быть представлена в суд с копиями по числу участвующих в деле лиц. В необходимых случаях судья может обязать представить и копии приложенных к жалобе материалов.

     Компенсация морального вреда.
     К моральному вреду относят устойчивые (а не временные) физические страдания или нравственные переживания, вызванные нарушением здоровья, смертью близких, невосполнимыми имущественными потерями и т.п.

     В понятие морального вреда, помимо указанных страданий, включаются также те лишения, которые испытывает человек в результате отказа продавца (изготовителя, исполнителя) удовлетворить его законные и обоснованные требования, потеря времени на бесплодное ожидание выполнения работы (оказания услуги), неудобства, травма от неэтичного поведения работников сферы обслуживания и т.д.

     Когда человеку причиняют нравственные страдания и физическую боль, он испытывает отрицательные эмоции. Устранить их невозможно, но можно компенсировать положительными эмоциями. Это может быть восстановленная справедливость и денежная компенсация. А получение денег – это фактор, вызывающий положительные эмоции, дополнительные формы возмещения морального вреда.

     Окончательный размер возмещения морального вреда определяется судом.

     Большие трудности возникают при определении степени страдания человека, а, следовательно, и суммы, соответствующей этим страданиям. Следует иметь в виду, что в гражданском праве ответственность наступает при любой форме вины: умысле, грубой неосторожности и даже лёгкой небрежности. При этом виновность человека, причинившего другому моральный вред, всегда предполагается. Это означает, что причинитель вреда признаётся виновным во всех случаях, если не докажет отсутствие своей вины.

III.  Общие советы потребителям.

     Закон «о защите прав потребителя» гарантирует Вам право на информацию и на выбор. Поэтому выбирайте поставщика и товар прежде всего по информации о них. Не покупайте товар у «безымянных» случайных продавцов.

     Помните, что любая торгово-сервисная организация должна иметь вывеску и предоставлять пакет документов однозначно определяющих её название, принадлежность, юридический адрес, контактно-платежные реквизиты,  режимом работы и т.п.. Если такой информации нет, с такой организацией лучше не работать, так как под колпаком безымянности могут скрываться нарушения, и неизвестно потом на кого жаловаться.

    Вот несколько советов, которые помогут потребителю оградить себя от недобросовестных продавцов:
1.  Зашли в магазин или офис компании - оглянитесь, осмотрите его. Имеется ли уголок потребителя, где даны адреса и телефоны контролирующих организаций, правила торговли, доступна ли потребителю книга жалоб и предложений, есть ли возможность самостоятельного контроля получаемого товара (приемка покупателя);
2.  Осмотрите прилавок, место выдачи товара, попросите показать склад: если они не ухожены или не оборудованы соответствующим образом, то это должно вас насторожить;
3.  Обратите внимание на качество и маркировку упаковки (тары), которая должна обеспечивать сохранность товара при его хранении и транспортировке.
4.  Внимательно знакомьтесь с информацией о товаре, которую  можно получить из товаро-транспортной документации и маркировки на  упаковке: цена, номенклатура, технические характеристики, кто и когда произвел товар, каков срок годности, поверки,  условия хранения и т.п..
5.  Необходимо обращать внимание на ценники и счета поставщика - они тоже должны давать информацию о товаре. Если информации недостаточно, требуйте другие документы о товаре или не покупайте его.
6.  При получении товара проверяйте правильность оформления товарных накладных и счетов-фактур; товарных и кассовых чеков, удостоверяющие покупку за наличный расчет.
 
     При нарушении ваших прав никогда не проявляйте покорность и застенчивость. Если вам кажется, что вас обманывают, проверяйте всё и требуйте разъяснений.

     При любом сомнении в качестве товаров требуйте документы об их происхождении и качестве (накладные, качественные удостоверения, сертификаты соответствия). Если продавец (менеджер, кладовщик) не соглашается с вашими законными требованиями, обращайтесь к руководителям организации.

     В случае приобретения некачественного товара, имеющего недостатки или непригодного для использования по назначению, либо товара, несоответствующего образцу или описанию продавца, покупателю не следует, поощряя нерадивых производителей или продавцов, безропотно забрасывать свое бесполезное приобретение на полку склада. По своему усмотрению он может обратиться либо к продавцу товара, либо его производителю.

     Покупатель, который приобрел некачественный товар, может потребовать:
     -   Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;
     -   Соразмерного уменьшения покупной цены;
     -   Замены на товар аналогичной марки;
     -   Замены на такой же товар другой марки с перерасчетом покупной цены;
     -    Расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель возвращает товар с недостатками.

     Вместо предъявления указанных выше требований покупатель также может вернуть изготовителю некачественный товар и потребовать возврата своих денег. При этом отсутствие у покупателя чека о покупке товара не может служить основанием для отказа в удовлетворении его требований. Достаточно наличия свидетелей факта покупки.

     Российское законодательство в области защиты прав потребителей считается в мире одним из самых жестких по отношению к продавцам (производителям). Так что, уважаемые потребители, не бойтесь и не стесняйтесь требовать соблюдения своих прав.

   Вход в раздел